← Полная версия

Формы статистической отчетности по показателям Указов Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68


  • 27.10.2016

    Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с неоднократными жалобами по факту рубки лесных насаждений и не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, покрытых древесно-кустарниковой растительностью, проводились проверки, по результатам которых материалы направлены в органы полиции в порядке ст. 144-145 УК РФ.

    В настоящее время повсеместно сложилась ситуация, когда лесные участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций («сельские леса»), в земельном кадастре необоснованно учтены как земли сельскохозяйственного назначения. Однако, указанные насаждения внесены в государственный лесной реестр, лесоустроены и должны быть отнесены к государственному лесному фонду. Рубка данных насаждений должна осуществляться в соответствии с Лесным кодексом РФ. В этой связи необходимо перепроверять, не находятся ли древесно-кустарниковые насаждения на землях лесного фонда, данной информацией обладает Департамент лесного комплекса Вологодской области.

    Иной порядок использования насаждений, если древесно-кустарниковая растительность образовалась в результате длительного неиспользования по целевому назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения. Данные участки подлежат вовлечению в сельскохозяйственный оборот.

    При рассмотрении данного вопроса следует разграничить находящиеся на землях сельскохозяйственного назначения деревья, не отнесенные к лесным насаждениям и лесные насаждения, числящиеся в государственном лесном фонде.

    Для разграничения необходимо установить, в чьей собственности находится земельный участок, так как в силу ст. 261 Гражданского кодекса РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

    В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», не относятся к предмету преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений и уничтожение или повреждение лесных насаждений) рубка деревьев, кустарников и лиан, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

    Таким образом, распоряжаться зелеными насаждениями вправе лишь собственник земельного участка. При этом, расчистка сельскохозяйственных земель от древесной растительности, произрастающей на таких землях, не может производиться произвольно, т.к. в силу статьи 8 Федерального закона от 10 января 1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель» производство данного вида работ является культуртехнической мелиорацией, а согласно ст. 25 указанного Федерального закона мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

    Так, в ходе прокурорской проверки по факту рубки деревьев на землях сельскохозяйственного назначения на территории Череповецкого района в районе д. Шишовка Югского с/п установлено, что ООО «Октябрьское» 22.12.2015 с ООО «Нордис» заключило договор на выполнение работ по расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности.

    ООО «Октябрьское» на праве постоянного (бессрочного) пользования использует земельный участок с кадастровым номером 35:22:0000000:337 площадью 60184608 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Как установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 июля 2012 года. Однако, ООО «Октябрьское» право постоянного (бессрочного) не переоформлялось, то есть право собственности на земельный участок не возникло.

    Деревья, произраставшие на землях ООО «Октябрьское» находились в государственной собственности, и распоряжаться ими могла исключительно администрация Югского сельского поселения Череповецкого района в силу ч. 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

    Каких-либо правомочий по распоряжению растениями, администрацией Югского сельского поселения Череповецкого района ООО «Октябрьское» не передавалось, следовательно, ООО «Октябрьское» распорядилось не принадлежащей ей собственностью по своему усмотрению.

    Согласно расчета ущерба, проведенного органом местного самоуправления на основании постановления администрации муниципального образования Югское от 21.07.2016 № 567 «Об утверждении цен и нормативов затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев и кустарников, а также уходом за ними до возраста уничтоженных» в результате вырубки деревьев Российской Федерации, как собственнику земельного участка, причинен материальный ущерб в размере 321 778 руб. 48 коп.

    В указанной связи, для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования в отношении виновных по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 158 УК РФ (кража), 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), 330 УК РФ (самоуправство) материал проверки направлен в ОМВД России по Череповецкому району.




Возврат к списку


Для просмотра новостей ранее 01.01.2021 года пройдите по ссылке  Архив новостей »